Российско-американское историческое и культурное наследие

русский русский English English

Российско-американское историческое и культурное наследие

Назад

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА В ЧЕCТЬ И.Ф.СТРАВИНСКОГО

Игорь Федорович Стравинский Мемориальная доска в Соборе Св. Франциска Азиского в Санта Фе (Нью-Мексико), где неоднократно выступал Игорь Стравинский

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА В ЧЕCТЬ И.Ф.СТРАВИНСКОГО
в Соборе Св.Франциска Азиского в Санта Фе

Игорь Федорович Стравинский − легендарная фигура в музыке XX века. Его музыке свойственно разнообразие стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человека с тысячью лиц».

Стравинский родился в 1882 году в Ораниенбауме. Детство Игоря прошло в Петербурге, жить в котором, по его словам, «было захватывающе интересно». Занятия музыкой начались с 9 лет. Это были уроки фортепианной игры. Однако к серьезной профессиональной учебе Стравинский приступил лишь после 1902 г., когда, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, начал заниматься с Римским-Корсаковым.

Встреча со знаменитым импресарио Сергеем Дягилевым (1872 - 1929) стала поворотным событием в судьбе молодого композитора. Первый же творческий период Стравинского, который открывается балетом «Жар-птицей», явился периодом зрелости. За «Жар-птицей» последовали еще более успешные «Петрушка» 1911 года и «Весна священная» 1913 года, содержание которой определил древнерусский языческий обряд. Композитор, погрузившись в недра фольклорной архаики, столь радикально обновил музыкальный язык, образы, что на современников этот балет произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Музыка Стравинского совершила самый знаменитый прорыв в истории музыки.

С 1920 по 1939 г. Стравинский жил во Франции, а в начале Второй мировой войны переехал в Америку. Его стиль становился все более аскетичным, конструктивно-нейтральным, но композитор подчеркивал сохранение в своем творчестве национальных истоков: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это − в ее скрытой природе».

Осенью 1962 года он приезжал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде. Именно тогда, завершая жизненный и творческий путь, композитор произнес знаменательные слова: «У человека одно место рождения, одна родина − и место рождения является главным фактором его жизни».

Стравинский умер 6 апреля 1971 года. В течение своей карьеры он написал более 100 композиций, в том числе балетов, симфоний, опер, концертов и сонат. Лучшие сочинения Стравинского обогатили мировую культуру и оказали огромное воздействие на развитие музыки XX века.