Этот профессиональный праздник был учрежден Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2002 года в связи с 200-летием МИД России.

Сам факт существования такого праздника в российском календаре говорит о высоком общественном признании профессии дипломата, о том значении, которое придает нашей работе руководство страны. И, конечно же, этот день еще раз напоминает нам об огромной ответственности, которую мы несем перед государством и обществом, перед каждым российским гражданином.

В Министерстве иностранных дел России исходят из того, что учреждение нашего профессионального праздника служит интересам укрепления российской государственности и ее неизменной опоры - внешнеполитической службы, развитию чувств патриотизма и гордости за наше Отечество и его историю, продолжению добрых традиций российской дипломатии, по праву считающейся одной из наиболее сильных в мире.

Введение дня работников дипломатической службы способствует повышению престижа отечественной дипломатии, стимулирует дальнейшее наращивание уровня и качества работы сотрудников МИД России и его загранучреждений по реализации внешнеполитической деятельности нашей страны, осуществляемой под руководством Президента Российской Федерации.

Установление профессионального праздника является также данью ветеранам, которые достойно отстаивали интересы нашей Родины в дипломатических сражениях в сложные периоды как российской истории, так и международных отношений. Этот праздник служит для нас поводом вспомнить о прошлом и задуматься о сегодняшнем и завтрашнем дне нашей дипломатической службы.

Выбор даты праздника не случаен - он связан с историей Посольского приказа. Именно на этот день 1549 года приходится наиболее раннее упоминание первого внешнеполитического ведомства России. Хотя история отечественной дипломатии куда более древняя и восходит к первому знаковому двустороннему акту IX века - Договору «О мире и любви» с Византийской империей 860 года, в результате которого Русь впервые получила международное признание.

С момента возникновения единого русского государства одной из постоянных целей внешней политики страны было стремление к выходу на широкий простор международных связей, недопущение изоляции. Именно это стремление было главной движущей силой становления и последующего развития и совершенствования отечественной дипломатической службы.

К концу XV века удельная дипломатия уступила место единодержавной и к середине XVI века перед страной открылись новые горизонты и возможности. В Москву направлял своих послов император Священной Римской империи. Русские дипломаты стали частыми гостями в странах Европы. Считались с нашей страной и на Востоке. Россия превращалась во влиятельную державу с активной международной политикой. В этих условиях стало необходимым структурирование и организационное оформление дипломатического ведомства для решения новых внешнеполитических задач. Тогда-то и возник Посольский приказ. С этого времени дипломатическая служба была выделена в специальную отрасль государственного управления и получила особый статус.

В 1718-1720 годах Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел. В период деятельности Коллегии выросла плеяда талантливых дипломатов, заложивших основные принципы и приемы русской дипломатии, которые в дальнейшем продолжали развиваться и совершенствоваться.

А в 1802 году Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел.

После октябрьской революции 1917 года в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) "Об учреждении Совета Народных Комиссаров" был образован Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД). Однако, в марте 1946 года внешнеполитическому ведомству СССР было возвращено его прежнее название - Министерство иностранных дел.

В настоящее время организационная структура Министерства и его функции определяются утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года новым Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (с внесенными изменениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 854 от 9 июля 2010 г.). Основы внешнеполитической стратегии нашей страны, которой министерство руководствуется в своей повседневной деятельности, определены Концепцией внешней политики Российской Федерации, новая редакция которой утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 12 июня 2008 года.

Отечественная дипломатическая служба бережно хранит, углубленно изучает и осваивает свое историческое наследие, чтобы учитывать его в работе, способствовать объективному восприятию традиционно присущей России активной внешней политики, которая на протяжении столетий не только обеспечивала нашей стране роль инициативного участника мировых международных процессов, но и служила одной из важных гарантий ее безопасности.

В условиях глобального и взаимозависимого мира дипломатическая профессия приобретает качественно новые черты. В сферу дипломатической деятельности включаются все новые области международных отношений, связанные с сотрудничеством в решении многообразных глобальных проблем человечества. Однако по-настоящему профессиональной и эффективной внешнеполитическая служба может быть лишь в том случае, если она стоит на твердой почве национальных исторических традиций и культурных ценностей. В уважении к прошлому основа неразрывности исторического процесса, а также сохранения и приумножения лучших традиций российской дипломатии. Это позволяет России оптимально выстраивать линию в международных делах, эффективнее отстаивать свои национально-государственные интересы.

Обращение к истории позволяет также извлекать уроки для дней нынешнего и завтрашнего, сопоставлять исторический и вновь приобретенный опыт, соотносить с прошлым опытом новые вызовы и масштабные задачи, встающие перед внешней политикой в современном, стремительно меняющемся мире. Поэтому бережное, уважительное отношение к историческому наследию является одним из необходимых элементов формирования новых поколений российских дипломатов.

Профессиональный праздник российской дипломатии - дань уважения многим поколениям предшественников, верой и правдой служивших Родине. Они доказали своим самоотверженным трудом, высочайшим профессионализмом, сколь велико значение дипломатической службы в обеспечении интересов страны на международной арене.

Сегодня мы в полной мере стремимся сохранять и развивать традиции, которыми издавна славилась наша дипломатия. Лучшими традициями российских дипломатов прошлого всегда были просвещенный патриотизм, высокая профессиональная культура, глубокое понимание национальных интересов, умение соотносить дипломатическую активность с реальными возможностями и ресурсами страны. Как и сто, и двести лет назад, неизменными остаются такие требования к дипломату, как широкий политический кругозор, умение работать с людьми, знание иностранных языков и т.д. Все работники дипломатического фронта, в том числе на собственном опыте, знают, что эти качества, да и в целом личность дипломата, формируются в течение длительного времени. Такие традиции имеют непреходящее значение, создавая тот фундамент, на котором строится российская дипломатическая служба.

Положение нашей страны в мире всегда предъявляло высокие профессиональные требования к российским дипломатам. В современных условиях эти требования не только не снижаются, но и во многих отношениях возрастают. Структура международных отношений приобретает всё более сложный характер. Совершенствуется дипломатическая техника. Растёт интенсивность международных контактов. Всё это мы ощущаем в своей повседневной работе.

Статус Министерства как ведомства, находящегося в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, сложность и многогранность решаемых задач предъявляют особые требования к его кадровому составу. В настоящее время в центральном аппарате МИД России и его загранучреждениях трудятся около 12 тыс. сотрудников. Треть из них, т.е. 4,5 тыс. чел. - профессиональные дипломаты, примерно четверть из которых - лица моложе 30 лет. Подавляющее большинство дипломатов владеет, как правило, двумя иностранными языками, хорошо ориентируется в реалиях современной внешней политики, на должном уровне умеет работать со средствами информационного обеспечения, разбирается в вопросах мировой культуры и науки. Кроме того, в центральном аппарате и за рубежом трудится большой отряд сотрудников административно-технического персонала - канцелярских работников и технических специалистов, обеспечивающих эффективное функционирование загранучреждений.

Наша дипслужба регулярно пополняется лучшими выпускниками российских вузов, ведущими специалистами, работающими в различных областях. Отрадно отметить, что число желающих посвятить свою жизнь дипломатии растет из года в год. Это отражает крепнущий в обществе престиж профессии, несмотря на все связанные с ней трудности, а порой и ограничения. Высокая честь называться российским дипломатом на протяжении более чем двухвековой истории внешнеполитического ведомства всегда означала беззаветное служение Родине, широкий кругозор и компетентность. И очень важно, что в наши дни связь времен не прерывается. Современное поколение сотрудников МИД стремится вписать в летопись российской внешней политики новые славные страницы.

В День дипломатического работника сотрудники Министерства, воздавая должное памяти предыдущих поколений работников отечественной дипслужбы, возлагают цветы к могилам видных российских дипломатов, похороненных в России и за ее пределами. Цветы возлагаются также к мемориальным доскам в здании Министерства с именами сотрудников дипломатического ведомства, павших на полях сражений Великой Отечественной войны, а также погибших при исполнении служебного долга и в годы сталинских репрессий.

По традиции в связи с профессиональным праздником в здании МИД России в Москве и в российских учреждениях за границей ежегодно проводятся торжественные мероприятия.

10 февраля 2014 года в МИД России прошли торжественные мероприятия, посвященные празднованию Дня дипломатического работника. В рамках мероприятий Министр иностранных дел С.В.Лавров, статc-секретарь - заместитель Министра иностранных дел Г.Б.Карасин и председатель Совета ветеранов войны и труда МИД России В.Н.Казимиров приняли участие в открытии в здании министерства новой мемориальной доски в память о сотрудниках, погибших при исполнении служебных обязанностей. По поручению Президента России В.В.Путина министр передал ордена Мужества родственникам супругов Дмитрия и Ольги Вишерневых, сотрудников российского посольства в Абхазии, трагически погибших в конце прошлого года.

«Отдавая дань памяти нашим товарищам, по традиции вспоминаем всех мидовцев, кто отдал жизни за свободу нашей Родины во время Великой Отечественной войны, при исполнении служебного долга и тем, кто оказался жертвой политических репрессий. Наши предшественники внесли огромный вклад в развитие страны, обеспечение её безопасности. И мы должны быть на высоте той ответственности, которую память о них накладывает на дипломатов», - подчеркнул министр на церемонии.

Ко Дню дипломатического работника было приурочено открытие выставки «Российская дипломатия и Первая мировая война», где были использованы уникальные архивные документы и фотоматериалы из Архива внешней политики Российской империи.

Состоялась церемония открытия на здании бывшего НКИД СССР на Кузнецком мосту мемориальной доски (барельефа) в память о сотрудниках Народного комиссариата иностранных дел СССР и выпускниках Высшей дипломатической школы, вступивших в июле 1941 года в народное ополчение столицы. В ней приняли участие Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко, С.В.Лавров, мэр Москвы С.С.Собянин, Председатель Московской городской Думы В.М.Платонов, руководитель Россотрудничества К.И.Косачев, академик Е.М.Примаков, ветераны МИД, в том числе участница народного ополчения Н.Я.Болшева, а также потомки фронтовиков НКИД СССР.

Проект, средства для реализации которого были собраны сотрудниками МИД России и загранпредствительств, был осуществлен по инициативе Совета ветеранов МИДа России при содействии Министра иностранных дел и Правительства Москвы.

4 февраля 1722 г. Петр I подписал указ о порядке прохождения государственной службы в Российской империи - «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Табель (в соответствии с прежним правописанием это слово женского рода) устанавливала 14 классов служебных чинов, определяла соотношение чинов по старшинству и последовательность чинопроизводства, предписывала уставное обращение соответственно классу:

I класс - Ваше высокопревосходительство,

II-IV - Ваше превосходительство,

V класс - Ваше высокородие,

VI-VIII классы - Ваше высокоблагородие,

IX-XIV классы - Ваше благородие.

Считалось, что I-IV классы - генеральские чины, V-VIII классы - штаб-офицерские чины (от майора до полковника), IX-XIV классы - обер-офицерские чины (от прапорщика до капитана). Согласно Табели, чинопроизводство касалось только мужчин, однако в разъяснительном тексте документа оговаривалось, что «замужние жены поступают в рангах по чинам мужей их», а «девицы» считаются на несколько рангов ниже своих отцов.

Указ от 4 февраля 1722 г. состоял собственно из Табели о рангах и петровских разъяснений («пунктов»), «каким образом с оными рангами каждому поступать надлежит». Под чинами гражданской службы имелись ввиду должности, которые были ранее предусмотрены в государственных учреждениях страны. Первоначально Табель насчитывала 263 должности, но впоследствии многие из них были упразднены, а некоторые и вовсе исчезли к концу XVIII века.

В основе документа лежала идея политической и государственной централизации, которая диктовала необходимость выстраивания бюрократической вертикали, непосредственно и исключительно подчиненной верховной власти, а также формирования новой социальной опоры монархии (дворянство), которая могла обеспечить успешное продвижение петровских реформ.

Система рангирования сотрудников дипломатической службы также имеет свою историю. Она начала складываться в России в конце XVII в. одновременно с расширением функций Посольского приказа и его штатов. Дипломатические представители, которые направлялись в зарубежные государства, именовались великими послами, легкими послами, посланниками, посланными (посланники с одноразовым поручением), посланцами (скорые курьеры), гонцами (курьеры с чрезвычайными поручениями).

После 1722 г. Петр I внес коррективы и дополнения в общую классификацию чинов, определяя статус и карьерное продвижение дипломатических работников в соответствии с Табелью о рангах. Император вводит чин государственного канцлера для руководителя Посольского приказа Г.И. Головкина. С образованием Коллегии иностранных дел (1720 г.) ее руководитель утверждался в этом качестве на регулярной основе. Чин канцлера был отнесен к 1 классу и стал высшим государственным чином Российской империи. Всего этот чин получили 11 человек, 10 из которых руководили дипломатическим ведомством.

Петр I радикально изменил саму модель дипломатической службы - она становится государственной и переходит на действующие в Европе принципы. Появляются чрезвычайные и полномочные послы, чрезвычайные посланники, консулы, агенты. Венский регламент (1815 г.) и Аахенский протокол (1818 г.), подписанные Россией и другими европейскими державами, утвердили следующие дипломатические классы (ранги): чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный посланник и полномочный министр, министр-резидент, поверенный в делах (постоянный). Эта система рангирования действовала в России до октября 1917 г.

23 ноября 1917 г. ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов принял декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», который упразднял все существовавшие в России сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а также все гражданские чины.

Своим декретом от 4 июня 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР постановил:

а) упразднить звания послов, посланников и других дипломатических представителей, а всех представителей Российского государства, аккредитованных при иностранных государствах, именовать Полномочными Представителями РСФСР;

б) в согласии с основной идеей международного права - как общения равноправных государств - считать одинаково полномочными представителями всех дипломатических агентов, аккредитованных при РСФСР, независимо от их ранга.

Поскольку зарубежные государства не последовали этому примеру, начиная с 1924 г. при назначении советского представителя за границу указывалось, что он направляется на правах или со званием посла или посланника.

В целях установления для советских дипломатических представителей общепринятых в международных отношениях рангов Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 9 мая 1941 г. ввел классы Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника, Поверенного в делах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 г. (в развитие Указа от 9 мая 1941 г.) были установлены ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника двух классов, советника двух классов, первого секретаря двух классов, второго секретаря двух классов, третьего секретаря и атташе. Эта система рангов сохраняется в настоящее время.

Поэтапное восстановление классных чинов происходило и в системе государственной службы. В период с 1947 по 1953 гг. были введены персональные звания для работников министерства финансов и Госбанка, служб государственного контроля, министерств заготовок, геологии и охраны недр, цветной и черной металлургии, угольной, химической, лесной и бумажной промышленности, электростанций, речного флота, Главного управления геодезии и картографии МВД, классные чины для работников органов прокуратуры. Однако 12 июля 1954 г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств».

Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 №113 вновь ввели классные чины гражданской службы. Установлены следующие соответствия классных чинов должностям гражданской службы:

- в пределах высшей группы должностей: первый заместитель и заместитель федерального министра - действительный государственный советник 1 класса, директор департамента - действительный государственный советник 2 класса, заместитель директора департамента - действительный государственный советник 3 класса;

- в пределах главной группы должностей: начальник отдела в департаменте - государственный советник 2 класса;

- в пределах ведущей группы должностей: ведущий советник и советник - советник государственной гражданской службы 2 класса.

Дипломатический ранг - особое служебное звание, присваиваемое дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств за границей. Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1999 №1371 (в ред. от 25.07.2006 №763) «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами» определяет, что дипломатические ранги присваиваются лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел, его загранучреждениях и представительствах МИДа на территории Российской Федерации.

Присвоение дипломатических рангов дипломатическим работникам производится в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации квалификационными требованиями к профессиональному образованию, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению своих должностных обязанностей, а также с учетом срока пребывания в дипломатическом ранге, результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком. Дипломатический ранг должен соответствовать замещаемой дипломатическим работником должности, либо может быть на одну ступень выше или ниже ранга, соответствующего замещаемой должности.

В приложении к Указу Президента Российской Федерации от 01.02.2005 №113 приводится таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников. Однако в указанной таблице не упоминаются «дипломатические ранги», хотя по сути они вписываются в общий «реестр» классных чинов.

Схема, прилагаемая к данному информационно-справочному материалу, не претендует на исчерпывающую полноту. Ее цель - показать примерное соотношение классных чинов государственной гражданской службы и дипломатических рангов.

Старшинство ранга «Чрезвычайный и Полномочный Посол» перед чином «Действительный государственный советник 1 класса» в таблице определено на том основании, что дипломатические ранги представляют собой скорее должностные категории, чем персональные звания. Чрезвычайный и Полномочный Посол в иностранном государстве - государственная должность, тогда как чин «Действительный государственный советник 1 класса» соответствует должности гражданской службы. Паритет классных чинов «Действительный государственный советник 1, 2 класса» и дипломатических рангов «Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1, 2 классов» определяется тем, что они присваиваются Президентом Российской Федерации.

Историко-Документальный Департамент

Класс Классные чины Дипломатические ранги
  С 1722 по 1917 гг. с 2004 г. по настоящее время с 1943 г. по настоящее время
I Канцлер
Действительный тайный советник 1 класса 
  Федеральный министр.
Чрезвычайный и Полномочный Посол
II Действительный тайный советник Действительный государственный советник 1 класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса
III Тайный советник Действительный государственный советник 2 класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса
IV Действительный статский советник Действительный государственный советник 3 класса  
V Статский советник Государственный советник 1 класса Советник 1 класса
VI Коллежский советник Государственный советник 2 класса Советник 2 класса
VII Надворный советник Государственный советник 3 класса  
VIII Коллежский асессор Советник государственной гражданской службы 1 класса Первый секретарь 1 класса
IX Титулярный советник Советник государственной гражданской службы 2 класса Первый секретарь 2 класса
X Коллежский секретарь Советник государственной гражданской службы 3 класса Второй секретарь 1 класса
XI Корабельный секретарь Референт государственной гражданской службы 1 класса Второй секретарь 2 класса
XII Губернский секретарь Референт государственной гражданской службы 2 класса Третий секретарь
XIII Провинциальный секретарь Референт государственной гражданской службы 3 класса Атташе
XIV Коллежский регистратор Секретарь государственной гражданской службы 1 класса  
    Секретарь государственной гражданской службы 2 класса  
    Секретарь государственной гражданской службы 3 класса