Назад

ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ГЕРМАНИИ

3 октября Федеративная Республика Германия отмечает национальный праздник – День германского единства. В этот день 20 лет назад вступил в силу Договор об объединении от 31 августа 1990 г. Его заключение стало возможным после Решения Народной палаты Германской Демократической Республики 23 августа 1990 г. о присоединении к ФРГ.

Объединение произошло по одному из вариантов, предусмотренных 23-й статьей Основного закона (Конституции) Западной Германии – включение ГДР в состав ФРГ. Территория Восточной Германии превратилась в пять новых земель объединенного немецкого государства: Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбург, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия. Две части Берлина стали единым целым, а также - самостоятельным субъектом Федерации и ее столицей.

Этому акту предшествовало много событий как в германо-германских отношениях, так и в мировой политике.

Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945 г.) стала последним этапом совместных действий на высшем уровне государств-участников антигитлеровской коалиции. Раздел Германии на оккупационные зоны не фиксировал раскол страны, но предопределил его. Механизм общего управления – Союзный контрольный совет просуществовал недолго. Сложились два центра власти – военные администрации западных оккупационных зон и военная администрация советской оккупационной зоны. На Западе управленческие аппараты, функционировавшие вначале раздельно, с созданием Бизонии, а затем Тризонии превратились фактически в единую структуру во главе с тремя Верховными комиссарами.

Зоны оккупации Англии, США и Франции были объединены в одну общую территорию, на которой в 1949г. была провозглашена ФРГ. В том же году на месте советской зоны была образована ГДР. Берлин, который после войны был разбит на четыре сектора, оказался разделенным на две части. Американский, английский и французский сектора составили самостоятельную политическую единицу, где юридически сохранялось прямое правление западных оккупационных властей – Западный Берлин, советский сектор превратился в столицу Германской Демократической Республики. Таким образом, в Европе сложилась уникальная ситуация, когда единая страна была разделена на два государства, принадлежавшие к противоположным общественно-политическим системам.

ФРГ претендовала на единоличное представительство Германии в мире. Она не устанавливала дипломатические отношения с государствами, которые признавали ГДР, и угрожала разрывать отношения с теми, кто собирался это сделать. В условиях глобального противостояния двух систем это привело к противоборству германских государств, к изнуряющей и дорогостоящей борьбе между ними.

В июле 1952 г. на 2-й конференции Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) был провозглашен курс на построение в Восточной Германии социализма. Результат не заставил себя ждать. Уже в апреле 1953 г. резко возросли цены на основные продукты питания и товары первой необходимости. На промышленных предприятиях были повышены нормы выработки и осуществлены некоторые другие ущемляющие права трудящихся нововведения. «Затягивание поясов» коснулось и сельского хозяйства. В стране начались массовые антиправительственные выступления, пик которых пришелся на 17 июня 1953 г. (впоследствии в честь этой даты была названа одна из центральных улиц Западного Берлина). С помощью советских войск положение было стабилизировано.

Ситуация вокруг ГДР и в мире в целом значительно осложнилась после решения Совета НАТО (декабрь 1957 г.) о размещении американского ядерного оружия в Европе, в том числе на территории ФРГ, постановления ее парламента (март 1958 г.) об атомном вооружении бундесвера и активизации на Западе кругов, выступающих за насильственное присоединение Восточной Германии к Западной. В этих условиях советское руководство посчитало целесообразным интенсифицировать усилия по заключению мирного договора с обеими частями Германии или их конфедеративным объединением и разрешить проблему Западного Берлина, фактически превратившегося в центр подрывной политической и экономической деятельности против ГДР. Возможные провокации с территории этого города, который не был никак отграничен от окружавшей его восточногерманской территории, могли привести к серьезным инцидентам, в том числе военным.

27 ноября 1958 г. советское правительство предложило превратить Западный Берлин в «демилитаризованный вольный город» - самостоятельную политическую единицу со своими органами управления и полноценной государственной границей - и предложило США, Великобритании и Франции провести переговоры на эту тему в течение шести месяцев. Это требование было отвергнуто западными державами. Переговоры их министров иностранных дел с главой МИД СССР в Женеве весной и летом 1959 г. закончились безрезультатно.

После визита Н.С.Хрущева в США в сентябре 1959г. советский ультиматум был отложен. Однако стороны упорно придерживались своих прежних позиций. Лидеры государств-участников Организации Варшавского договора продолжали требовать нейтрализации и демилитаризации Западного Берлина. В свою очередь, министры иностранных дел стран-членов НАТО подтвердили в мае 1961 г. намерение гарантировать пребывание своих вооруженных сил в западной части города и ее «жизнеспособность».

Ситуация усугубилась летом 1961 г. Жесткий курс лидера ГДР В.Ульбрихта, направленный на то, чтобы «догнать и перегнать» ФРГ, и соответствующее увеличение производственных норм, насильственная коллективизация 1957-1960 гг., а также более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали граждан ГДР уезжать на Запад. Всего только за один 1961-й год страну покинули более 207 тысяч человек. Это были преимущественно молодые и квалифицированные специалисты. Возмущенные власти ГДР обвиняли Западный Берлин и ФРГ в «торговле людьми», «переманивании кадров» и попытках сорвать их экономические планы. Они заявляли, что хозяйство Восточного Берлина ежегодно теряет из-за этого 2,5 млрд марок.

В условиях обострения Берлинского кризиса 3 - 5 августа 1961 г. в Москве было проведено совещание первых секретарей правящих коммунистических и рабочих партий стран-участниц Варшавского договора, на котором В.Ульбрихт настаивал на закрытии границы в Берлине. Это предложение получило поддержку, и 7 августа на заседании политбюро СЕПГ такое решение было принято. 12 августа соответствующее постановление принял и Совет министров Германской Демократической Республики.

13 августа 1961 г. началось осуществление проекта «Берлинская стена». В течение нескольких часов подразделения Национальной народной армии полностью блокировали все участки границы между Западным и Восточным Берлином. К 15 августа вся западная зона города была обнесена колючей проволокой и началось непосредственное возведение стены. В тот же день были перекрыты те линии берлинского метро и городской железной дороги, которые соединяли западную и восточную часть города.

Жесткая реакция стран НАТО не заставила себя ждать. Они привели свои вооруженные силы в состояние полной боевой готовности и начали выводить танки на межзональную границу в Берлине. Международная ситуация резко обострилась. Однако попытки Запада воспрепятствовать строительству погрансооружений путем в том числе и военного давления на Восточную Германию и СССР получили твердый отпор. Осенью того же года США согласились на возобновление переговоров по урегулированию германского вопроса.

Западные державы и ФРГ, осознав бесперспективность проведения жесткого курса в германском вопросе, направленного, по существу, на поглощение ГДР Западной Германией, серьезно скорректировали свои позиции. В результате, в начале 1970-х годов последовало признание западногерманской стороной факта существования двух германских государств и нерушимости послевоенных границ в Европе и было подписано четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, что способствовало нормализации обстановки в Центральной Европе и Германии. В 1973 г. оба немецкие государства были приняты в ООН. Германский вопрос оказался урегулированным на относительно длительный период.

Тем не менее, строительство и переоборудование Берлинской стены продолжалось вплоть до 1975 г. К 1989 г. она представляла собой сложный комплекс собственно из бетонной стены общей протяженностью 106 км и высотой в среднем 3,6 метра, забора из металлической сетки протяженностью 66,5 км, сигнального ограждения под электрическим напряжением протяженностью 105,5 км, противотанковых укреплений на отдельных участках, 302 сторожевых вышек и других пограничных сооружений. Первоначально действовали 13 пограничных контрольно-пропускных пунктов, но затем их число сократилось до трех. Для посещения Западного Берлина требовалось специальное разрешение. Правом свободного прохода обладали только пенсионеры.

Когда в мае 1989 г. под влиянием перестройки в Советском Союзе Венгрия уничтожила укрепления на границе с Австрией, открыв таким образом дорогу на Запад, тысячи восточных немцев транзитом устремились в Западную Германию. Уже в августе 1989 г. дипломатические представительства ФРГ в Берлине, Будапеште и Праге вынуждены были прекратить прием посетителей из-за наплыва жителей Восточной Германии. В стране начались массовые демонстрации с требованием гражданских прав и свобод. 18 октября председатель Госсовета ГДР, генеральный секретарь ЦК СЕПГ Э.Хонеккер был вынужден уйти в отставку. Его преемники оказались не в состоянии контролировать положение, которое все более дестабилизировалось.

9 ноября 1989 г. под влиянием массовых народных выступлений правительство Германской Демократической Республики сняло ограничения на сообщение с Западным Берлином. В течение последующих трех дней Запад посетили более 3 миллионов человек. 1 июля 1990 г. был полностью отменен пограничный контроль. В течение января-ноября 1990 г. все пограничные сооружения были снесены, за исключением отрезка в 1,3 км, оставленного как памятник одному из самых известных символов «холодной войны».

В конце 1980-х годов после разрушения Берлинской стены ситуация в ГДР становилась все более неустойчивой. 28 ноября 1989 г. канцлер ФРГ Г.Коль выступил в Бундестаге со своим планом объединения Германии из десяти пунктов. Этот план содержал три ключевые идеи: учреждение договорного союза между обоими немецкими государствами; создание конфедеративных структур; образование федерации. План Коля создавал впечатление, что продвижение к германскому объединению будет поэтапным и достаточно растянутым во времени.

Германский вопрос в начале 1990 г. превратился в важнейшую проблему международной жизни. 26 января М.С.Горбачев собрал у себя узкое совещание по этому вопросу с участием Э.А.Шеварднадзе. В ходе обсуждения была выдвинута идея «шестерки», т.е. создание специального переговорного механизма СССР, США, Великобритании и Франции плюс ФРГ и ГДР для обсуждения международных аспектов объединения Германии.

На совещании было принято решение ориентироваться в основном на канцлера Коля, реализовать идею «шестерки», поддерживать более тесные контакты с Лондоном и Парижем, готовить вывод советских войск из ГДР.

Позиция советского руководства определялась тремя основными соображениями. Во-первых, нежеланием и невозможностью применить военную силу, чтобы воспрепятствовать объединению Германии. Во-вторых, в Москве опасались полного выхода ситуации из-под контроля и даже возникновения большого вооруженного конфликта в Европе. В третьих, советское руководство стремилось не допустить ухудшения отношений с ФРГ, так как проводило курс на дальнейшее сближение с Бонном.

Великобритания и Франция отнеслись к перспективе форсированного объединения Германии весьма настороженно. Они опасались появления слишком влиятельного соперника на европейском континенте. Однако ни те, ни другие не готовы были сказать решительное «нет» своему союзнику канцлеру Колю.

Наиболее активно это объединение поддержали Соединенные Штаты. Вашингтон рассматривал германскую проблему скорее через призму «холодной войны». Объединение Германии на условиях Запада означало заметное ослабление позиций СССР в Европе, подрыв Организации Варшавского договора. При этом для американцев было важно, чтобы процесс не превратился в диалог СССР – ФРГ, а новая объединенная Германия оставалась бы членом НАТО и американским союзником в Европе.

Первая официальная встреча «шестерки» состоялась 5 мая 1990 г. в Бонне. В повестку дня переговоров были включены следующие вопросы: о границах объединенной Германии; о ее военно-политическом статусе; о Берлине; о прекращении прав и ответственности четырех держав-победительниц. Все члены «шестерки» высказались также за идею синхронизации решения германского вопроса с формированием новых структур общеевропейской безопасности.

После этой встречи состоялся ряд двусторонних переговоров на высшем уровне и на уровне министров иностранных дел. Так договоренности, достигнутые между М.С.Горбачевым и Г.Колем в июне 1990г. в Москве и на Северном Кавказе, открыли путь к завершению переговоров «шестерки» (президент СССР дал согласие на членство объединенной Германии в Североатлантическом альянсе и на размещение на территории бывшей ГДР сил Бундесвера, не интегрированных в НАТО. Германская сторона обязалась не размещать иностранные войска НАТО, а также ядерное оружие и средства его доставки на территории бывшей ГДР и ограничить свои вооруженные силы 370 тыс. человек. Одновременно ФРГ обещала оказать финансовую помощь в выводе советских войск с территории Германии).

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, получивший название «2 + 4», был пописан в Москве 12 сентября 1990 г. Он определил, что объединенная Германия включает в себя территории ФРГ, ГДР и Западного Берлина. Тем самым были установлены окончательные границы Германии, отказавшейся от каких-либо территориальных притязаний. Объединенная Германия обрела полный суверенитет, за ней признавалось право принадлежать к военным союзам со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

3 октября 1990 г. объединение Германии было завершено – германская нация вновь стала единой. Эйфория, охватившая тогда немцев, с годами пошла на спад, а у некоторых граждан сегодняшней ФРГ исчезновение Германской Демократической Республики вызывает чувство ностальгии.

20-ю годовщину подписания «Договора об установлении германского единства» в Федеративной Республике отметили достаточно скромно. Канцлер ФРГ А.Меркель дала позитивную оценку итогов объединительного процесса. В то же время премьер-министр крупнейшей восточной земли – Бранденбурга М.Плацек в интервью журналу «Шпигель» назвал его «аншлюсом» (в 1990 г. произошло не объединение, а «аншлюс»). «Der Spiegel» 30.8.10 № 35 S. 42

В ряде высказываний, сделанных в праздничные дни, Меркель характеризовала Договор как «образец достойный подражания», а объединение Германии – «удачным мероприятием, гордиться которым можно будет и через 50 лет». Канцлер особенно выделяла рост продолжительности жизни в новых федеральных землях (НФЗ) – на семь лет у мужчин и шесть у женщин, а также тот факт, что безработных на востоке насчитывается менее миллиона (в октябре 2010г. в ФРГ было 2 млн. 945 тыс. безработных).

Выступления канцлера были пронизаны оптимизмом. Объединительная работа проделана огромная, успехи несомненны, но процесс еще не завершен. Такого же мнения придерживаются 53% жителей в старых землях и 83% в новых.

Оценка германским общественным мнением произошедших перемен неоднозначна. Более трети западных немцев уверены, что их положение в результате обретенного страной единства ухудшилось, а две трети жителей германского Востока считают, что выиграл только Запад.

«Берлинская стена в сознании людей разрушается довольно медленно» - констатируют германские политологи. У многих восточных немцев укоренилась убежденность, что с ними все еще обходятся как с гражданами «второго сорта», а немало западных немцев рассматривают восточные земли как обузу, а проживающих в них соотечественников чуть ли ни как дармоедов.

Сегодня очевидно, что, несмотря на вложение в восточные земли за 20 лет почти двух триллионов евро, регион НФЗ остается проблемным. Производительность труда в восточных землях составляет 70% от западногерманских показателей, соответственно ниже и доходы. На германском Востоке, где проживает 12% населения, концентрируется почти треть всех безработных страны, на грани бедности – 19% населения (в западных землях – 13,3%). Здесь острее демографическая проблема. На Запад из НФЗ переехали 5,5 млн. в первую очередь молодых и предприимчивых людей. И отток молодежи продолжается. На Восток из старых земель переселились 4,4 млн. человек. В основном это госчиновники, брошенные на усиление госструктур в девяностые годы, а также западногерманские пенсионеры, которых привлекают более низкие цены на недвижимость, услуги и товары, а также меньшая плотность населения.

Несмотря на несомненные успехи в подъеме жизненного уровня в новых федеральных землях, создании современных производств и экономической инфраструктуры, разница в развитии и элементы отчужденности между двумя частями Германии остаются и до сих пор. Сохраняется также морально-психологическое размежевание между восточными и западными немцами.

Таким образом, для завершения объединительного процесса потребуется еще значительное время, ибо речь идет о таком сложном мероприятии, как объединение двух государств с различными политическими и экономическими системами.

Воссоединение Германии изменило политический климат в Европе в лучшую сторону. Постепенно появились более благоприятные условия для развития отношений между ФРГ и Россией. В дальнейшем они приобрели партнерский характер.

_________________

i «Der Spiegel» 30.8.10 № 35 S. 42