Назад

О БЕРЛИНСКОЙ (ПОТСДАМСКОЙ) КОНФЕРЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (1945 г.)

(Справка)

В связи с разгромом и капитуляцией гитлеровской Германии перед мировым сообществом встал целый ряд задач: международно-правовое закрепление итогов одержанной СССР и союзными странами победы, послевоенное урегулирование, выработка программы справедливого и прочного мира в Европе, устранение опасности развязывания новых войн, согласование политики в отношении бывших союзниц нацистского государства (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии) и др.

Для их решения была созвана Берлинская (Потсдамская) конференция. Вопрос о скорейшем ее проведении в своем послании от 12 мая 1945 года президенту США Г.Трумэну поставил премьер-министр Великобритании У.Черчилль [Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т. VI, Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля-2 августа 1945 г.). Сборник документов. М. Издательство политической литературы. 1980 г. С. 9]. Окончательная договоренность о новой встрече «Большой тройки» была достигнута в ходе переговоров советских руководителей со спецпредставителем Г.Трумэна Г.Гопкинсом в Москве (26 мая - 6 июня 1945 года).

Конференция проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме (пригород Берлина) с участием И.В. Сталина (Председатель Совета Народных Комиссаров СССР) вышеупомянутых Г.Трумэна и У.Черчилля (последнего 28 июля сменил К.Эттли - в Англии в результате парламентских выборов к власти пришла лейбористская партия, выдвинувшая своего лидера в качестве руководителя правительства), а также министров иностранных дел, начальников штабов, советников и экспертов. Конференция стала последней встречей глав ведущих держав антигитлеровской коалиции.

К началу работы конференции отношения между тремя союзными державами осложнились. В политике правящих кругов США и Великобритании заметно усилились антисоветские тенденции. Руководители этих стран в стремлении продиктовать свои условия послевоенного мироустройства даже готовились развязать войну против СССР. Британскому генштабу, в частности, было поручено готовиться к такому повороту событий, если «в ходе дальнейших переговоров с ней (Россией) возникнут осложнения» [Bryant A. Triumph in the West. 1943-1946. London, 1959, p.470]. Лондон для этого также держал наготове не расформированными плененные германские дивизии и противился отводу из советской зоны оккупации англо-американских войск.

На самой конференции главная цель британского правительства заключалась в том, чтобы максимально ослабить позиции Советского Союза, по возможности спровоцировать конфликт между Москвой и Вашингтоном и навязать свои условия.

Цели США шли гораздо дальше британских. Значительно увеличив за годы войны свою военную и экономическую мощь, Вашингтон стремился к установлению господства над всем миром. В этом он очень рассчитывал на появившееся у него атомное оружие. В первую очередь, обладание им американцы хотели использовать для оказания политического давления на Москву. Г.Трумэн даже дату открытия конференции предложил с таким расчетом, чтобы она состоялась после испытания американцами атомной бомбы. По существу, это было началом американской «атомной дипломатии». Президент США, как и У.Черчилль, намеревался занять на конференции в отношении СССР очень жесткую позицию. Но американцы, в отличие от англичан, не были готовы идти на разрыв с Москвой.

Обе западные державы явно стремились укрепить свое положение перед конференцией и постарались по возможности максимально скоординировать свои позиции. Однако согласовать их по всем вопросам, которые предстояло обсудить, все же не удалось.

Англосаксам к тому же пришлось учесть изменение соотношения сил в мире, рост международного авторитета СССР, его возросшую военную мощь и главное - они (особенно США) были заинтересованы в том, чтобы советские войска приняли участие в войне против Японии. Диктата не получилось, и сторонам удалось прийти к взаимоприемлемым соглашениям.

В первую очередь на конференции была рассмотрена процедура мирного урегулирования. Обычно войны заканчиваются мирными конференциями, и советское правительство также исходило из этого. Однако Вашингтон имел другие планы. По-видимому, за океаном полагали, что провести удобные им решения будет легче не на конференции с участием многих государств, а на заседаниях специально сформированного Совета с участием лишь пяти ведущих держав-победительниц, где американцы рассчитывали на гарантированное большинство голосов. Поэтому на первом же пленарном заседании Берлинской конференции Г.Трумэн прежде всего предложил создать механизм «для урегулирования вопроса о мирных переговорах», изображая дело так, что этот орган учреждается для подготовки мирной конференции.

Такой механизм - Совет министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Китая (СМИД) - и был создан «для продолжения необходимой подготовительной работы по мирному урегулированию и для обсуждения других вопросов, которые по соглашению между участвующими в Совете правительствами могут время от времени передаваться Совету» [Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т.III. ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы. 1947 г., С.337]. На него возложили подготовку мирного урегулирования с Германией и ее бывшими союзниками. Это было первое постановление, принятое на конференции. Оно благотворно сказалось на дальнейшем ее ходе, продемонстрировав, что, несмотря на имеющиеся разногласия, все три державы могут прийти к согласованным решениям.

Главным вопросом на Берлинской конференции был вопрос о Германии. Поверженная страна была оккупирована войсками трех держав. Требовалось определить цели оккупации, согласовать общую политику по ряду важнейших политических и экономических вопросов, наметить дальнейший путь развития и определить ее новые границы.

Вопрос о верховной власти был решен следующим образом - на время оккупации ее должны были осуществлять главнокомандующие вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции, каждый в своей зоне оккупации; а по вопросам, затрагивающим всю Германию (на форуме ее рассматривали как единое экономическое и политическое целое), они должны были действовать сообща в качестве членов Контрольного Совета. Под руководством этого совместного органа должен был функционировать ряд центральных германских административных органов: финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности.

Опираясь на решения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года и ранее созданной Европейской консультативной комиссии (ЕКК) участники совместно выработали соглашение «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период» [Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т.III. С.340]. Его целью было развитие германского государства как демократического и миролюбивого. Основу составляли пункты, нацеленные на осуществлении его демилитаризации, денацификации, демократизации и декартелизации. Три союзные державы подтвердили, что «германский милитаризм и нацизм будут искоренены» с тем, чтобы угроза агрессии никогда больше не исходила с немецкой земли. В то же время они заявили, что «не намерены уничтожать или ввергать в рабство немецкий народ» [Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. ТIII. С. 339] и провозгласили свое намерение предоставить немцам возможность реконструировать свою жизнь на мирной и демократической основе.

Целью оккупации немецкого государства объявлялось его «полное разоружение и демилитаризация», а также «ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней» [Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля-2 августа 1945 г.). С.485]. Для того, чтобы «навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма», предусматривался роспуск всех вооруженных сил (сухопутных, морских и воздушных), СС, СА, СД и гестапо - со всеми их штабами, организациями, учреждениями, учебными заведениями, а также уничтожение или сдача союзникам всего вооружения и амуниции. Для ликвидации германского военного потенциала было запрещено производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолетов и морских судов.

В целях денацификации Берлинская конференция постановила следующее: уничтожить национал-социалистическую партию, ее филиалы, подконтрольные организации и учреждения (предусматривалось предупреждение их возрождения в какой-либо форме и предотвращение всякой нацистской деятельности или пропаганды); отменить все нацистские законы; предать суду военных преступников и всех, кто участвовал в планировании и осуществлении зверств; удалить активных нацистов с общественных постов, а также из крупных частных предприятий. Было подтверждено намерение трех союзных держав «предать скорому и справедливому суду» главных военных преступников, для чего планировалось учреждение Международного военного трибунала.

Вместе с тем, в целях обеспечения демократического развития Германии планировалось реорганизовать систему образования, правосудия и местного самоуправления, разрешить и поощрять деятельность всех демократических политических партий, свободных профсоюзов и осуществить подготовку к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе. Население страны могло пользоваться свободой слова и печати.

Что касается германской экономики, предусматривалось не только запрещение всего военного производства, но также ее децентрализация с ликвидацией чрезмерной концентрации в виде картелей, синдикатов, трестов и т.п. Главное внимание намечалось уделять развитию мирной промышленности и сельского хозяйства.

Острую дискуссию вызвал на конференции вопрос о репарациях с Германии. Репарации должны были стать мерой ее экономического разоружения и одновременно средством хотя бы частичного возмещения ущерба, причиненного фашистским рейхом другим странам. Больше всех от германской агрессии пострадало советское государство (ущерб от прямого уничтожения и разрушения материальных ценностей на его территории составил почти 41% потерь всех стран-участниц войны; у США, к примеру, материальные потери на своей территории практически отсутствовали). Потери СССР были «так велики, что для покрытия их не хватило бы даже национального богатства двух Германий» [АВП РФ, ф. 06, оп.7, п. 18, д. 182, л. 188]. Однако Лондон и Вашингтон вовсе не желали его скорого восстановления. Представители Англии и США заняли по вопросу о репарациях Советскому Союзу обструкционистскую позицию, стремясь изменить согласованную в Крыму основу решения этой проблемы. Американцы, в частности, предложили, чтобы каждая из оккупационных держав взымала репарации в своей зоне. Это означало, что СССР получил бы только часть причитавшихся ему репараций уже потому, что в результате военных действий советская зона оккупации вследствие ожесточенного немецкого сопротивления наступавшим войскам пострадала больше всего. Кроме того, те отрасли промышленности, которые были основой для взимания репараций (капитальное оборудование которых не было необходимым для мирной экономики), располагались в западных зонах.

Участники конференции подписали специальное соглашение, подтверждающее право народов, пострадавших от германской агрессии, на компенсацию и определившее источники получения репарационных платежей. Репарационные претензии Советского Союза (которые, разумеется, далеко не покрывали те расходы, которые ему пришлось понести, чтобы устранить последствия разрушений, нанесенных нашествием гитлеровской Германии со своими сателлитами на наши земли) подлежали удовлетворению путем изъятий из советской зоны оккупации. Кроме того, было решено, что СССР должен получить из западных зон 25% промышленного капитального оборудования, не являющегося необходимым для германской мирной экономики (из них 15% в обмен на эквивалентные поставки угля, нефтепродуктов, лесоматериалов, продовольствия, сырья и других товаров). Из своей доли он также должен был удовлетворить репарационные претензии Польши. Репарации для США, Англии и др. стран, имевших на это право, должны были удовлетворяться за счет западных зон оккупации и соответствующих германских вложений за границей. В то же время конференция определила, что «после оплаты репараций должно быть оставлено достаточно ресурсов для того, чтобы германский народ мог существовать без помощи извне» [Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (17 июля-2 августа 1945 г.). С. 489].

В вопросе о германском военно-морском и торговом флотах английская и американская делегации приложили все усилия к тому, чтобы уменьшить долю СССР при их разделе. Однако, благодаря усилиям советской дипломатии разногласия удалось преодолеть - флот было решено разделить поровну между тремя державами, причем большая часть подводных лодок, по предложению Англии, подлежала затоплению [АВП РФ, ф.0693, оп.1, п.5, д.84, л.12].

На Берлинской конференции встал вопрос и о Восточной Пруссии - опоре германского милитаризма, неоднократного инициатора экспансии на

Восток. Ее разделили: СССР был отдан г. Кенигсберг с прилегающим районом, а 2/3 территории (по настоянию советской делегации) - Польше.

«Польский вопрос» рассматривался на конференции в двух аспектах: о правительстве и о границах. Польская территория и при Наполеоне, и при Гитлере использовалась как плацдарм для агрессии против России. Поэтому Москва была заинтересована в создании у своих границ независимого сильного и дружественного государства. Однако западники для сохранения возможности дополнительного давления на СССР стремились сохранить контроль над Польшей. Только после острой борьбы они согласились с роспуском существовавшего в Лондоне полностью от них зависевшего бывшего правительства и признанием нового - Временного польского правительства национального единства. По инициативе СССР было сделано специальное заявление в связи с его образованием и установлением США и Великобританией дипломатических отношений с Варшавой.

По вопросу о западных польских границах советской делегации также пришлось выдержать исключительно острую борьбу. Поскольку англичанам с американцами не удалось отстоять угодное им правительство в Польше, они не были заинтересованы в ее укреплении и передаче ей новых земель. Они резко выступали против этого и даже прибегли к шантажу атомной бомбой. Однако сообщение Г.Трумэна об ее испытании не произвело ожидаемого им с У.Черчиллем эффекта на И.В.Сталина. Первая попытка «атомной дипломатии» не удалась. Это означало, что и продиктовать свою волю на конференции американцы не смогли: им пришлось договариваться.

Советская делегация добилась установления западной границы Польши по линии Одер-Западная Нейсе (тем самым восстанавливалась историческая справедливость, и ряд захваченных германцами на протяжении веков земель возвращался славянам) - она пошла на компромисс, согласившись на определенные уступки в вопросе о репарациях. Полякам также передавался г. Данциг (Гданьск). Установление польских границ было подкреплено решением о выселении немцев с передаваемых этой стране территорий (они выселялось также из Чехословакии и Венгрии). При этом оговаривалось, что такое перемещение должно производиться «организованным и гуманным способом» [Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (17 июля-2 августа 1945 г.). С. 497] и что Контрольный Совет должен обратить особое внимание на справедливое распределение прибывающих в Германию немцев по всем зонам оккупации.

В связи с поражением консерваторов на парламентских выборах в Англии место У. Черчилля в британской делегации занял лейборист К.Эттли. Хотя по существу позиция лейбористов была продолжением политики консерваторов, вести дело к тому, чтобы пойти на срыв конференции (на что был готов У.Черчилль), они не считали возможным. С приходом нового британского премьера в работе конференции был отмечен спад напряженности. На последних заседаниях уже с новым главой английского правительства и было принято большинство решений, причем по наиболее важным и сложным вопросам.

Острая дискуссия состоялась на конференции также в связи с вопросом о политике трех держав в отношении бывших союзников Германии. В частности, наблюдалось принципиальное различие в подходах США и Англии к Италии и к Болгарии с Румынией. Выступая за облегчение положения итальянского государства с устраивающим западников руководством, они настаивали на реорганизации правительств последних двух стран. Советская делегация указала на необоснованность этих требований. Ей удалось увязать обсуждение вопросов об отношении ко всем трем вышеупомянутым странам. Она также выдвинула компромиссное предложение, чтобы каждая из трех союзных держав самостоятельно рассматривала вопрос об установлении дипломатических отношений с бывшими союзниками гитлеровской Германии. Западники с этим согласились. Правительства союзников признали желательным, чтобы «аномальное положение Италии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Финляндии

было изменено заключением мирных договоров» [Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (17 июля-2 августа 1945 г.). С.459]. После этой процедуры полагалось возможным поддержать их просьбы о принятии в члены ООН.

Участники конференции осудили режим Франко в Испании, высказались по вопросу о положении в странах Восточной Европы, согласились с необходимостью немедленного вывода союзных войск из Ирана и изучения вопроса о распространении компетенции временного австрийского правительства также на области Австрии, занятые войсками западных держав.

В ответ на обращение представителей США, Англии и Китая делегация СССР подтвердила готовность выполнить обязательства, принятые на Крымской (Ялтинской) конференции в феврале 1945 года относительно вступления в войну против Японии и уже вскоре после того, как японцы отвергли англо-американо-китайское обращение о капитуляции - 9 августа 1945 г., выполняя союзнический долг, советские войска выступили против японских вооруженных сил, что привело к резкому сокращению сроков сопротивления японцев, и 2 сентября они капитулировали окончательно.

По окончании конференции В.М.Молотов в подробном информационном циркулярном письме советским послам, посланникам [АВП РФ, ф.0693, оп.1, п.5, д.84, л.5-22] отметил, что она окончилась с вполне удовлетворительными для Советского Союза результатами. Тот факт, что СССР по большинству вопросов смог отстоять выдвигавшиеся им предложения, несмотря на «атомный шантаж» со стороны США и Англии, стал результатом решающей роли, которую он сыграл в разгроме нацистской Германии, следствием коренного изменения соотношения сил в Европе.

В первых числах августа 1945 г. тексты основных потсдамских соглашений были направлены Франции с предложением присоединиться к ним. Французское правительство дало на это принципиальное согласие.

В Потсдаме союзники приняли отвечавшие интересам всей антигитлеровской коалиции решения, которые подвели итоги Второй мировой войны и имели целью обеспечение прочного мира на Земле. Принятые постановления соответствовали справедливому характеру войны против гитлеровской Германии, принципам демократического урегулирования, обеспечивали искоренение германского милитаризма и национал-социализма.

В решениях Берлинской конференции нашла свое выражение реалистичная политика всех трех держав. Несмотря на серьезные политические расхождения и разные взгляды на происходящие события и ситуацию в мире, руководители СССР, США и Великобритании сумели правильно расставить приоритеты, подняться над своими амбициями, найти конструктивные подходы к сложным проблемам и выработать компромиссные решения. В Потсдаме были подтверждены ялтинские постановления о будущем Европы и мира, которые создали надежную и прочную архитектуру международных отношений, построенную на балансе влияния ведущих мировых держав. Договоренности трех лидеров во многом были обращены в будущее и обеспечили мир на многие годы вперед.

ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ